Переквалификация действий обвиняемого со 105 на 108 УК РФ зачастую является одним из самых желаемых результатов по уголовным делам об убийстве, поскольку, позволяет существенно снизить вид и размер наказания, а также изменить категорию преступлений с особо тяжкого на преступление небольшой тяжести.
Забегая немного вперед, хочу сказать, что это дело местные СМИ окрестили «делом Пекаря», но не потому, что оно было каким-то образом связано с выпечкой, а лишь потому, что обвиняемый работал в пекарне.
«Доверитель» обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство), а учитывая наличие непогашенной судимости и иных отягчающих обстоятельств, было очевидно, что в случае признания виновным, ему будет назначено наказание, близкое к максимальному (до 15 лет лишения свободы).
Обвинение полагало, что между обвиняемым, с одной стороны, и потерпевшим (назовем убитого так для удобства изложения и вопреки УПК) со свидетелем, с другой стороны, возник конфликт на почве внезапно возникших неприязненных отношений, в ходе которого, свидетель получил незначительные телесные повреждения, а потерпевший получил удар ножом в живот, от чего, скоропостижно скончался, однако сам обвиняемый настаивал на своей полной невиновности и непричастности к указанным событиям.
Единственный очевидец произошедшего, сразу же после своего допроса и проведения очной ставки с подозреваемым, спешно отбыл в Казахстан и был ограничен в праве на выезд оттуда, следовательно ожидать его участия в расследовании или рассмотрении уголовного дела не приходилось.
Кроме того, в доказательственной базе стороны обвинения были выявлены и другие недостатки: отсутствовали отпечатки пальцев, не было обнаружено следов крови на теле и одежде, а также самого орудие преступления.
Позже было проведено исследование с использованием полиграфа, которое свидетельствовало в пользу обвинения, появились свидетели — оперативные сотрудники, которые сообщали о том, что обвиняемый признавал себя виновным в их присутствии, а также сокамерник (личность которого была скрыта от защиты), которому обвиняемый также признался в совершении преступления (хотя сам обвиняемый это отрицал), однако позже такие доказательства были признаны судом недопустимыми по ходатайству стороны защиты
Понимая, что оправдательные приговоры в нашей стране встречаются крайне редко, мы решили рискнуть, немного затянув уголовное дело до вступления в силу изменений в законодательстве, которые позволили бы рассмотреть данное дело с участием присяжных.
Придерживаясь избранной тактики защиты, обвиняемый приступил к внимательному (читайте — длительному) ознакомлению с материалами уголовного дела, однако спустя буквально несколько дней, был ограничен судом во времени до 11.05.2018 года, а значит до вступления в силу изменений в УПК РФ оставалось еще чуть около 2 недель.
При составлении протокола об ознакомлении с материалами дела, стороной защиты было заявлено о проведении предварительных слушаний для признания отдельных доказательств недопустимыми (об этом написано чуть выше).
Такое ходатайство позволяло защите получить возможность заявить о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, поскольку это предварительные слушания являются последней стадией, на которой возможно заявление такого ходатайства.
Тактика защиты сработала на 100% и дело было назначено к рассмотрению на 14.06.2018 года, т.е. уже после вступления в силу необходимых изменений
В ходе предварительных слушаний, суд частично удовлетворил ходатайство об исключении доказательств – признав недопустимыми заключение полиграфолога и показания оперативных сотрудников, чем существенно укрепил наше намерение заявить о рассмотрении дела с участием присяжных , поскольку вышеуказанные доказательства, могли оказать влияние на их решение по настоящему делу.
В тоже время, в ходе формирования коллегии присяжных заседателей, обвинение заявило о возвращении дела прокурору мотивировав его существенными нарушения закона, которые не позволяют вынести законный приговор по настоящему делу и такое ходатайство было удовлетворено судом.
Примечание: об этом я рассказывал на своей странице в Instagram
После передачи уголовного дела новому следователю, квалификация действий обвиняемого была изменена со 105 на 108 УК РФ, мера пресечения была изменена с заключения под стражу на подписку о невыезде и надлежащем поведении , а обвиняемый полностью признал вину и заявил о рассмотрении уголовного дела в особом порядке.
Судом был вынесен обвинительный приговор и назначено наказание в пределах уже отбытого срока содержания под стражей в виде лишения свободы сроком 1 год 3 месяца.
Ходатайство об исключении доказательств
Постановление о возвращении дела прокурору
Оригинал статьи на сайте: advokat-sokolov74.ru