Признание результатов ОРД недопустимыми доказательствами и исключение их из процесса доказывания может перевернуть с ног на голову даже самое безнадежное уголовное дело.
Но, прежде чем давать какую-либо оценку результатам ОРД, нужно очень внимательно ознакомится, во-первых, с ФЗ об ОРД, а во-вторых, с инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.
Последний документ, хоть и утвержден ведомственными приказами (причем всех каких только можно органов), а значит имеет меньшую юридическую силу, чем ФЗ, однако может ответить на многие ваши вопросы, да и на него ссылается сам ФЗ, что приравнивает нарушение инструкции к нарушению самого ФЗ.
Сразу определимся, что какие-либо безусловные основания для исключения результатов ОРД практически отсутствуют и в принципе любое нарушение может обойти грамотный гос. обвинитель, если вовремя осознает наличие нарушения и примет меры к его устранению, а если не примет, то ему вполне может помочь судья и не усмотреть каких-то обстоятельств или признать нарушение незначительным.
Поэтому я сегодня, с одной стороны, расскажу о наиболее частых известных мне нарушениях, которые могут повлечь признание результатов ОРД недопустимыми, а с другой, постараюсь снять с вас розовые очки и расскажу, как эти нарушения может обойти сторона обвинения.
И если я говорю, что многие нарушения сторона обвинения может обойти, то это не значит, что нужно закрыть глаза на это нарушение и заниматься попустительством.
Я говорю это для того, что не стоит расслабляться, если вы выявили отдельное нарушение, то это не должно быть единственным доводом защиты, но лишь одним из многих.
В силу ст. 11 ФЗ об ОРД, представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
Логично предположить, что если нарушен порядок представления результатов ОРД, то такие доказательства являются недопустимыми, но вот вообще не факт, что так и будет на практике.
Допустим, постановление подписал не руководитель органа или вообще не подписал или пойдем дальше, вообще нет постановления о представлении результатов ОРД следователю.
Сторона обвинения может его либо найти и приобщить в судебном заседании, либо вообще не шевелиться и суд вполне может признать такое нарушение несущественным.
Такую практику, что само по себе отсутствие постановления в материалах дела не свидетельствует о его отсутствии в принципе и не является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, я уже видел.
А вот провокация – наше все. Иногда мне кажется, что это лучшее на что способно наше правосудие. Не сама провокация, конечно, а признание недопустимыми доказательств, полученных в ходе такой провокации.
Оправданий по уголовным делам, где была допущена провокация, наверное, больше, чем по любому другому основанию, хотя тут есть и огромный простор для судейского усмотрения, которое обычно работает не в пользу стороны защиты.
Правовой основой для признания результатов орд недопустимыми в этом случае является ст. 5 ФЗ об ОРД, прямо запрещающая органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).
В судебной практике, основная мысль о провокации отражена в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года согласно которому, результаты ОРМ, могут использоваться при доказывании только в том случае, если они получены и переданы органу предварительного расследования или суду в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на преступление, сформировавшегося НЕЗАВИСИМО от деятельности сотрудников органов, осуществляющих ОРД.
Во-первых, нам важно понимать, была ли до предполагаемой провокации объективная информация о совершенном и готовящемся преступлении и причастности соответствующего лица к такой преступной деятельности.
А вот с точки зрения Конституционного суда РФ, тут речь идет даже не о достоверной и проверенной информации, а хотя бы об обоснованном предположении.
Во-вторых, должно быть понимание, было бы совершено преступление без активного участия оперативных сотрудников, в частности, имели ли место уговоры или угрозы с целью побудить лицо совершить противоправные действия. Хотя по мнению того же Конституционного суда РФ, сама по себе ОРД не только не исключает, но и предполагает активную форму поведения ее субъектов и даже неоднократные ОРМ в принципе не запрещены.
В любом случае, окончательное решение о допустимости таких доказательств можно принять только после внимательного изучения материалов ОРД, допроса оперативных сотрудников, иных лиц, привлеченных к участию в ОРМ.
В целом, на мой взгляд, у стороны обвинения тут также огромные возможности для того, чтобы оправдать свои действия и хотя бы придать им видимость законности.
ОРМ проводятся только при наличии оснований, предусмотренных ст. 7 ФЗ об ОРД.
Список оснований можете посмотреть в законе, но обычно, это наличие сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Проведении ОРМ в отсутствие законных оснований является существенным нарушением и влечет признание результатов ОРД недопустимыми доказательствами.
Правда честь и хвала адвокатам и позор операм, если это будет установлено в судебном заседании, поскольку ФЗ «Об ОРД» прямым текстом не требует указывать в оперативно-служебных документах основания для проведения ОРМ, да и требования инструкции в этом плане достаточно размыты.
Так что устанавливать наличие либо отсутствие оснований придется по имеющимся материалам и в ходе допроса оперативных сотрудников, которые вряд ли охотно сообщать вам необходимую информацию.
Законом предусмотрено, что ряд ОРМ должны проводится на либо на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность либо на основании судебного решения либо на основании поручения следователя.
Постановление руководителя требуется при проведении следующих ОРМ:
Постановление судьи потребуется при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (а это право на жилище, переписку), а поручение следователя, тогда, когда ОРМ проводятся по возбужденному уголовному делу, за исключением случае, когда лицо совершившее преступление неизвестно и его нужно установить.
Также, по возбужденному уголовному делу, ОРМ проводятся только на основании поручения следователя, который расследует соответствующее уголовное дело.
Поручение следователя о производстве ОРМ приобщается в материалы уголовного дела, как соответствующие постановления руководителя или судьи, которые должны быть представлены следователю вместе с результатами ОРД, что прямо написано в ст. 10, 12 Инструкции.
Если нет поручение или постановление о проведении соответствующих ОРМ или они вынесены неуполномоченным лицом, то такие ОРМ должны быть признаны недопустимым доказательствами. В идеальном мире.
А в нашем, поручение следователя, постановление руководителя или даже судьи (хотя это уже менее вероятно) скорее всего найдут и приобщат в судебном заседании.
В этом случае, речь будет уже идти не о проведении ОРМ в отсутствии постановления или поручения, а о незначительном нарушении порядка приобщения таких документов к материалам уголовного дела.
Оперативно-розыскная деятельность в РФ осуществляется органами министерства обороны, службы исполнения наказаний, ФСБ, МВД и вообще проще назвать правоохранительные органы, которые эти не занимаются, но дело в том, что каждый орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, осуществляет ее в пределах своей компетенции и выход за эти пределы влечет признание результатов ОРД недопустимым доказательствами, если не окажется, что ОРМ проводилось совместно с должностными лицами уполномоченного органа.
В этом случае, нужно поднимать специально законодательство и проверять, входит ли конкретное преступление в сфере деятельность конкретного органа, например ст. 10 ФЗ о ФСБ закрепляет компетенцию ФСБ, а ст. 84 УИК РФ – компетенцию соответствующих органов ФСИН.
Однако сам по себе факт выявление преступления должностными лицами неуполномоченного органа, недопустимым являться не будет, тогда как ОРМ, направленные на сбор и закрепление доказательственной базы, будут выглядеть крайне сомнительно с точки зрения их допустимости.
Согласно ст. 86 УПК РФ, собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 9 Инструкции, результаты ОРД представляются для приобщения к уголовному делу.
В целом, из этих норм, любой адекватный человек сделает вывод, что для приобщения результатов ОРД к материалам уголовного дела требуется принятие соответствующего процессуального решения, иначе мы отдадим процесс приобщения документов полностью на откуп руководителю органа, осуществляющего ОРД, который будет сочинять постановление о представлении результатов ОРД.
Мы сталкиваемся с использованием результатов ОРД в процессе расследования, в том числе, и при проведении экспертиз в отсутствие какого-либо процессуального решения следователя о статусе соответствующих документов и веще в качестве доказательства.
Я считаю, что говорить об этом можно и нужно, а в совокупности с иными нарушениями это также может сыграть свою роль.
И закончим на позитивной ноте. Показания в отсутствие защитника, полученные в ходе ОРМ и не подтверждённые в суде являются недопустимым доказательствами. Точка.